Муллоев Шариф

Доцент, славянского университета

Периодическая печать в годы Великой Отечественной войны


Периодическая печать в годы Великой Отечественной войны Ш.Б. Муллоев, кандидат филологических, доцент кафедры истории и теории журналистики и электронных СМИ (Российско – Таджикского славянского университета), (ул. М.Турсунзаде, 30, 734025, Душанбе, Республика Таджикистан. Тел: (++99237) 2275218; (++992)935005750(м.);  е- mail:   mulloev_sharif@mail.ru).

           В статье рассматривается  роль периодической печати в социально –политической жизни СССР в начале Великой Отечественной войны, проанализированы основные проблемы и содержание периодики в самом начале войны. Автор статьи на фактическом материале исследует тему, которая в данный момент является малоизученной.

Ключевые слова: война, перо, журналистика, пропаганда, газета, периодика.

               С каждым годом всё дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны, самой тяжёлой, кровавой и драматической  в истории человечества. В бурном потоке жизни проходят годы и десятилетия. Почти семь десятков лет минуло с тех пор, как в Европе смолкла канонада, перестали рваться бомбы и снаряды. Перестала литься реками человеческая кровь, а в небо Берлина взметнулся алый стяг нашей победы, пронесённый сквозь тысячи километров огненной бури и поднятый руками советских воинов.  Советская Армия- армия,  освободительница, пройдя с боями сквозь кровавый ад самой страшной войны и придя в логово фашистской Германии, расписалось штыком и пером в финальном акте величайшей трагедии человечества, поставив в ней точку.

            История знает много больших и малых войн. Учёными в настоящее время подсчитано, что их было 14513, и это число, к сожалению, даже сейчас имеет тенденцию роста, но нашествие пятимиллионной бронированной закалённой в боях гитлеровской армады на Советский Союз оказалось  самым жестоким и варварским, невиданным доселе в истории нашей цивилизации. Кровавый ураган войны, ворвавшись на советскую землю в раннее утро 22 июня 1941 года, громыхал тысячами орудий, лязгал гусеницами танков, ревел моторами “юнкерсов” и “миссершмитов”, полз чёрной смертью гитлеровских немецких касок.

              Этот грозный вихрь событий, натиск брони и стали, несущий смерть и разрушение, явился испытанием на крепость не только для советского общественного и политического строя, мастерства и доблести советской армии, но и для духовной силы народа, испытанием его патриотичности и преданности Родине, воли и жизнестойкости, мужества и силы человеческих сердец. По зову Коммунистической партии и Советского правительства, а также своих личных морально — идеологических убеждений поднялась на борьбу могучая и разгневанная страна мирных тружеников.

        Миллионы людей, взяв в руки винтовки и автоматы, сев за рычаги танков и штурвалы самолётов, стали ратниками войны, чтобы доказать своё право на свободу и существование на земле. На горькую и кровавую дорогу войны  вступили также и писатели, поэты, публицисты и журналисты, оружием которых стало  не только  перо, разящее врага не менее эффективно, чем свинцовый град, но и штык.

     Утро первого дня Великой Отечественной войны советскими журналистами было встречено по — разному.  Первыми приняли боевое крещение работники газет приграничных соединений. Вместе с бойцами переднего края они вступили в бой с врагом, в то время как в редакциях тыловых газет заново переделывались подписанные к печати номера. Передовицы советских газет менялись, вместо мирных воскресных заголовков на газетных полосах запестрели «шапки», звавшие советских людей на священную войну: Фашистская Германия вероломно напала на нас!», «Фашистская Германия будет разгромлена!»

     Утром 22 июня 1941 года сотрудники газет западных военных округов были вызваны по тревоге, а в полдень в радиоэфир  было передано сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. В тот же день окружные газеты «Красноармейская  правда» (Минск), «Красная Армия» (Киев), «За Родину» (Рига), «На страже Родины» (Ленинград) уже считались фронтовыми газетами. Некоторые из них перешли на походное положение, переместившись на специально оборудованные поезда. Вслед за ними по всему огромному советско-германскому фронту одна за другой также переходили на фронтовое положение армейские, корпусные, флотские и дивизионные газеты. Во всех концах страны сотни корреспондентов в числе прочих добровольцев осаждали военкоматы. К примеру, более 150 московских писателей и журналистов в первый же день войны попросили послать их на фронт, в действующую армию. Писатель А.Фадеев явился с длинным списком литераторов-добровольцев. Даже пожилые писатели, давно снятые в военкоматах с учёта, стремились на линию огня. Писателя К.Паустовского начало войны застало в Одессе. Он  выехал в район боёв и подготовил одну из первых публицистических работ, которая была напечатана в газете «Защитник Родины». Другой маститый художник слова, автор романа «Угрюм — река» В.Шишков, в блокированном Ленинграде  вдохновенно писал публицистические статьи, очерки, правил солдатские письма.

        Даже сейчас, в эпоху нового политического мышления, суверенитета и демократии, надо отдать должное Коммунистической партии, которая с самого начала Великой Отечественной войны, выступила единой, боевой, мобилизующей и направляющей силой советского народа. Советская печать, радио, литература и искусство, вся агитационно-пропагандистская работа партийных организации были  направлены на обеспечение разгрома врага.

      По зову Коммунистической партии и Советского правительства весь многонациональный народ поднялся на защиту Родины. Страна стала гигантским военным лагерем. Формировались фронты и армии, корпуса и дивизии, перестраивались на военный лад транспорт и вся экономика огромной страны. Обстановка военного времени требовала усиления идеологической борьбы, нового подъёма всей пропагандистской работы по разоблачению человеконенавистнической идеологии фашизма, её антинародного и антигуманного характера.

        Одно из ведущих мест в этой большой и ответственной деятельности партии принадлежало коммунистической печати, и в первую очередь центральному печатному органу газете «Правда». В годы войны «Правда», как и во все годы своего существования, объединила лучшие журналистские силы, продемонстрировав пример огромного морального и политического влияния на массы. За период войны вышли в свет тысяча триста номеров этой газеты. Без преувеличения можно сказать, что в аспекте морально   -патриотического воспитания «Правда» являлась мощным проводником идеологического воздействия, поскольку в стране, где идеология играла ключевую роль, очень важно было мобилизовать духовный потенциал, чтобы компенсировать неудачи первых дней войны, нехватку вооружения и т.п. С высокой политической трибуны «Правда» воспитывала советских людей на великих идеях марксизма-ленинизма, разъясняла справедливый, освободительный характер борьбы Советского Союза против фашизма, вселяя в сердца людей непоколебимую веру в победу правого дела.

         «….На всю страну, как народный глашатай, в созвучии со всем народом, «Правда» изо  дня в день призывает к борьбе, ( — отмечал в те дни М. И. Калинин, — показывая и развивая различные формы народной борьбы, втягивая каждого советского человека, где бы он ни находился на нашей обширной территории,  в активную борьбу против фашистских захватчиков, в дело оказания всемерной помощи фронту…)  Правда» — газета советского народа. В дни Отечественной войны она является и передовой фронтовой газетой. Вместе с бойцами «Правда» переживает все перипетии борьбы, она активный участник войны» [1,7].  Тысяча триста  номеров «Правды», вышедших в тяжелые годы войны, можно сравнить с миллионами   снарядами, которые разили и уничтожали врага, это было тоже оружие, причём очень важное и эффективное.  Так  же достойно выполняли свой долг в годы войны газеты «Известия», «Красная звезда», «Комсомольская правда», «Ленинградская, правда», белорусская республиканская газета «Звезда», другие центральные и местные органы печати.

        Мощным средством идейно — политического и воинского воспитания солдат и офицеров Советской армии непосредственно являлась и армейская печать. Многотомные солидные исторические работы по этому поводу свидетельствуют, что «войска ежемесячно получали 19300 тысячи экземпляров центральных газет и 1 млн. экземпляров журналов. В вооружённых силах издавались 4 центральных, 19 фронтовых и флотских, 103 армейские газеты и газеты флотилий. Общий их тираж составлял около 3500 тысяч экземпляров. В каждой дивизии каждом соединении флота имелась своя многотиражная газета, выходившая в среднем три раза в неделю. Разовый  тираж только ежедневных газет, которые издавались на фронте, составлял 1 624 тыс. экземпляров» [2,7]

        В ходе войны наряду с усилением военно – экономического потенциала страны, ростом боевой мощи и вооружения Советской армии росла и крепла военная периодическая печать. Войска получали новые квалифицированные кадры журналистов, богаче и совершеннее становилась полиграфическая база. Всё это обеспечивало дальнейший рост и расширение сети армейской и флотской фронтовой периодики. В частности, в редакцию газеты «Красная звезда» пришли работать видные советские писатели;  такие как, П. Павленко, А.Сурков, В. Гроссман,  К. Симонов, И. Эренбург и другие.

      Ещё в первые дни войны редакции военных округов выделяли из своих коллективов журналистов и полиграфистов, чтобы создать и обеспечить кадрами газету для того или иного сформированного фронта, армии или корпуса. Им обеспечивалась соответствующая материально – техническая база. Это можно проследить на примере газеты Одесского военного округа, которая, создавая газету 9-й армии, передала ей вместе со штатом и базой  своё наименование — «Защитник Родины». В  Харьковском военном округе создали  газету «Знамя Родины» для 18-й армии, московская окружная газета «Красный воин»  сформировала редакцию и типографию для войск Южного фронта,  газетчики  Приволжского военного округа  подготовили  из своего состава редакционный коллектив газеты «Боевой натиск» для 21-й армии.

      Анализируя периодическую печать действующих армии, нельзя не заметить бросающуюся в глаза её  разветвлённость и многоликость, в одной только Москве выпускались газеты «Красноармеец», «Пропагандист и агитатор Красной Армии», «Блокнот агитатора», «Военный вестник», «Красная звезда», «Красный флот»,  «Военное обучение» и ряд других. В 1942 году вышел в свет первый номер центральной газеты военных лётчиков «Сталинский сокол». Издавалось около двух десятков военных журналов, таких как, «Артиллерийский журнал», «Журнал бронетанковых войск», «Военно-инженерный журнал», «Связь Красной Армии», «Фронтовая иллюстрация» и др. [3,447].  На фронте выходили фронтовые и флотские, армейские и  корпусные и дивизионные, бригадные, базовые и корабельные газеты. В ротах,  батареях, эскадрильях и взводах от руки писались окопные боевые листки и листовки – молнии. Каждая из газет ориентировалась на своего читателя, и в первую очередь на солдат  и матросов, на плечи  которых ложилась основная тяжесть войны.

        Помимо этого, о периодической печати действующей армии можно сказать, что она олицетворяла собой также  один из ярчайших примеров монолитности, единства и братства народов Советского Союза, которых сплотила поистине священная борьба против фашизма. На фронтах и в армиях выходила немало газет на языках народов СССР.

      Так, к примеру, газета «Суворовец» 2- го Прибалтийского фронта некоторое время печаталась на восьми языках. Своим интернациональным составом также была известна в годы войны редакция газеты 3-го Украинского фронта «Советский воин», которая выходила на семи языках — русском, азербайджанском, армянском, казахском, молдавском, татарском и узбекском.

     Масштаб деятельности военной периодической печати в годы Великой Отечественной войны имел огромные размеры. Помимо центральных, фронтовых,  армейских,  дивизионных, флотских и множества других военных изданий,  параллельно осуществлялся выпуск всевозможных брошюр о героях, сборников стихотворений и рассказов, небольших юмористических журналов.

         Следует также отметить, что немалое количество газет и листовок издавалось в тылу врага, на оккупированных территориях. Деятельность тех, кто с риском для жизни трудился  над выпуском этих изданий, заслуживает, отдельного научного исследования, поскольку в истории журналистики и публицистики она является особой, весьма интересной и незабываемой страницей, которая в настоящий момент, увы, ещё полна белых  пятен.

         Известно, что в период 1943-1944гг. выпускалось около 300 подпольных и партизанских газет. Чаще всего они выходили при тех или иных партизанских соединениях в виде республиканских, областных, городских и межрайонных изданий. Выходили в свет газеты и листовки, предназначенные для населения оккупированных советских территорий. Каждое название такой газеты уже звучало как боевой призыв, воодушевлявший людей на борьбу с врагом: «За Советскую Белоруссию», «За Советскую Латвию», «За Советскую Украину» и т.п.

      Когда советские войска с боями преодолели государственную границу СССР и приступили к освобождению от фашистской оккупации восточно–европейских государств, политические и агитационные структуры фронтов начали издавать газеты для местного населения.  В их числе можно назвать выпускавшиеся на польском языке газеты  «Свободная Польша», «Свобода» и «Новая жизнь», на румынском – «Новый голос», на немецком – «Ежедневное  обозрение», на венгерском – «Венгерская  газета». Эти издания были призваны вести агитационную и пропагандистскую работу среди населения, раскрывая благородство действий Советской армии и Коммунистической партии, несущих свободу и надежду на национальное возрождение. Однако с позиции современного общественно – политического мышления  нельзя не отметить, что это была также и «идеологическая оккупация», которая, в отличие от идей фашизма,  насаждалась в менее жёсткой форме.

          Вместе с тем деятельность военных журналистов тесно переплеталась с деятельностью советских политорганов в ведении  пропаганды  среди войск противника. Издавались листовки и газеты для немецких, итальянских, румынских и венгерских солдат. Выходил журнал «Front illustrate» для немцев, с которым, как с пропуском, вражеские солдаты сдавались в плен. Это было ответом на то, что в войсках вермахта с самых первых дней войны проводилась так же не менее активная печатная пропаганда, нацеленная на подрывание моральной устойчивости и боеспособности советской армии. Подручные Геббельса всеми доступными средствами воздействовали на умы и сознание советского населения, вели антикоммунистическую и антибольшевистскую пропаганду, распространяли идеи шовинизма и национализма, активно опираясь при этом на ту часть населения, которая испытывала враждебное отношение  к советской власти или была ущемлена в прошлом политикой компартии. В окопы и блиндажи нашей армии вместе с бомбами и снарядами систематически сбрасывались немецкие листовки, где фашистская пропаганда разъясняла свои цели войны и свою идеологию. Разумеется, политорганами предпринимались  все меры противодействия этому идеологическому оружию и в свою очередь проводился адекватный шаг – позиции вермахта забрасывались листовками, раскрывающими чудовищную преступность замыслов правящей кучки фашистских фанатиков. В этом идеологическом противоборстве, как мы знаем, победу одержала советская сторона, так как она олицетворяла не только идеи марксизма – ленинизма, чуждые некоторой части населения, особенно в Восточной Европе, но и несла идеи патриотизма, национальной гордости, любви к родной земле и свободы, что было очень близко для сознания людей вне зависимости от их идеологической предрасположенности. Фашизм же, несмотря на краснобайство геббельсовской пропаганды, демонстрировал миру жестокость, антигуманность, грубое нарушение человеческих прав и агрессию, а сама концепция гитлеровского «мировоззрения» являлась, пожалуй, самым страшным, чудовищным преступлением против человечества за всю мировую историю.

       Советская военная периодическая печать постоянно находилась в поле зрения Центрального Комитета и Главного политического управления Красной Армии. Политические органы армии и флота, проводя в воинских подразделениях политику партии, осуществляли постоянное руководство военной печатью, своевременно информировали редакторов, весь корпус военных журналистов о складывающейся обстановке, ставили перед армейскими и флотскими газетчиками оперативные задачи.

        Особое  значение для улучшения работы военных газет и журналов имела вышедшая от 9 августа1941 г. директива ЦК ВКП (б) «О работе на фронтах специальных корреспондентов». Эта директива обязывала политорганы всемерно содействовать журналистам в освещении боевой жизни войск.

      Работавшие на фронте писатели,  кроме корреспонденций,  публиковали во фронтовой печати свои художественные произведения: очерки, рассказы, поэмы, песни, стихи, путевые заметки, фельетоны, которые оказывали большое воспитательное воздействие на воинов.

      Владимир Маяковский мечтал о том, чтобы «к штыку приравняли и перо». Так оно и стало в годы войны. Советские писатели и журналисты в совершенстве владели и тем и другим и, пожалуй, без преувеличения можно резюмировать, что в части «пера» наблюдался явный  перевес советской стороны, поскольку такого числа талантливых литераторов, совмещающих творческую работу и воинское служение Родине, не было ни в одной из воюющих армий второй мировой войны.

      Не менее важное значение для улучшения работы военной периодической печати имела другая директива ЦК ВКП (б) — от 24 мая1943 г. «О реорганизации структуры партийных  организаций в Красной Армии и усилении роли фронтовых, армейских и дивизионных газет».  По свидетельству фронтовиков – журналистов, ЦК партии указал тогда на недооценку значения газет на войне, потребовал от политорганов улучшить изданий, всемерно повысить роль печати в политическом, военном и культурном аспекте воспитания личного состава Красной Армии и Красного Флота, сделать газеты важнейшими центрами партийной и политической работы.

        После утверждения этой директивы Центрального Комитета политорганы провели большую работу по воспитанию журналистских кадров, выдвижению в печать новых свежих сил из числа способных к журналистской и литературной деятельности солдат и офицеров. Были подвергнуты тщательному анализу деловые и моральные качества каждого военного журналиста, и люди, недостойные носить это высокое звание, были откомандированы из редакций. Резко возросли требования к военным знаниям фронтовых газетчиков, их боевым навыкам. Журналисты настойчиво учились тому, что необходимо на войне, сдавали зачёты по определённой программе.

       В формировании творческого почерка  фронтовой печати велика и почётна заслуга кадровых военных журналистов, которые составили костяк редакций и типографий. Здесь, пожалуй, нельзя не назвать наиболее известные имена редакторов фронтовых, флотских и армейских газет того времени: Н. Потапов, П. Мусьянов, С. Устинов, В. Московский, Б. Павлов, С. Жуков, Н. Кассин. Это они и их  товарищи по творческой и боевой профессии – ветераны армейской печати – создавали и направляли деятельность первых фронтовых газетных коллективов.

       Отряд работников фронтовой печати пополнили и люди, призванные из запаса. В середине войны уже многими военными редакциями руководили пришедшие из партийных органов и гражданской печати Н. Бочаров, Я. Фоменко, Л. Троскунов, С. Прокофьев, Ю. Корольков, Б. Рюриков, Т. Антропов, Е. Поповкин, М. Семёнов. А сколько гражданских журналистов стало  умелыми редакторами дивизионных, начальниками отделов фронтовых и армейских газет, корреспондентами. Обладая литературным и организаторским опытом, они быстро освоились в боевой обстановке, глубоко вникли в военное дело.

        В тяжелые годы войны – время испытаний и нечеловеческих трудностей – перо военного журналиста стало оружием многих литераторов. Миллионы советских людей на передовой и в глубоком тылу с волнением и восхищением читали произведения мастеров литературы – А. Толстого, М. Шолохова, А. Фадеева, Н. Тихонова, И. Эренбурга, Л. Леонова, А. Корнейчука, А. Твардовского, В. Василевской, Ф, Гладкова, М. Рыльского, Д. Джабаева, П. Бровки, К. Симонова, М. Миршакара, С. Вургуна, С. Айни, П. Павленко, А. Суркова, М. Исаковского, В. Вишневского, Б. Горбатова, М.Турсунзаде, С. Нерис, Л. Соболева, В. Лебедева – Кумача и многих других.

        Без преувеличения и из лишнего пафоса можно сказать, что эти талантливые писатели и поэты, выразители дум и чаяний  народа, сражались в первом эшелоне, щедро отдавая Родине свой талант и духовный потенциал. Их очерки и рассказы, стихи и песни, публицистические статьи, памфлеты и фельетоны читались в траншеях и землянках, в цехах военных заводов и таёжной сибирской деревне, на Крайнем Севере и в тылу врага, от Балтики до Чёрного Моря. Сердца воинов согревал рассказ Алексея Толстого «Русский характер», публицистические очерки Николая Тихонова, песни Джамбула. Шолоховская «Наука ненависти» вела воинов в атаку. По тернистой  солдатской дороге вместе с бойцами  шли в бой Василий Тёркин Твардовского, люди в матросских бушлатах и бескозырках Леонида Соболева и Всеволода Вишневского. Прямой наводкой гневной публицистики вели прицельный огонь по врагу Илья Эренбург и Садриддин Айни. У походного костра звучала Сурковская «Землянка», стихи Симонова «Жди меня», лирические песни Михаила Исаковского. При тусклом свете коптилки фронтовики читали в блиндажах в часы затишья задушевные «Письма товарищу» Бориса Горбатова.

        Слово писателей и журналистов звучало и на переднем крае, и в цехах танковых заводов, и на колхозных полях. Оно ободряло уставших, звало вперёд. Недаром Герой Советского Союза Пётр Широшин назвал мастеров словесного искусства солдатами Великой Истины.

       Однако главной фигурой военных газет был вездесущий неутомимый труженик – корреспондент, которого по праву можно назвать политбойцом газетных строк. В шинели и пилотке, с пистолетом и вещевым мешком он шёл сквозь огонь, смерть и превратности военной судьбы. Конечно, для военного корреспондента не составило бы особого труда раздобыть необходимую информацию или факты о людях и их подвигах где – нибудь при штабе дивизии или полка, ему никто не приказывал ползти к подбитому немецкому танку или в боевое охранение, идти ночью с разведчиками в тыл врага или лететь на самолёте за тысячи километров от линии фронта в глубокий вражеский тыл. Но очень часто получалось, что человек с карандашом и блокнотом оказывался лицом к лицу с огнем и смертью, шёл наравне с героями своих очерков и статей.

       Например, когда наши войска штурмовали под Севастополем знаменитую Сапун– гору, сквозь яростный ливень огня пехотинец Иван Яцуненко первым достиг её каменистой вершины и водрузил красное знамя. Золотая Звезда Героя увенчала подвиг солдата, о нём узнала вся страна, но мало кому известно, что вместе с героем среди бешеной пляски смерти взобрался на гору и молодой корреспондент Николай Воронцов, рассказавший о подвиге Яцуненко в своей дивизионной газете.

      Военные корреспонденты, как и положено журналистам, находились в центре события, писали по горячим следам. Для того, чтобы написать заметку или статью, корреспондент вместе с солдатами иногда атаковал траншеи и дзоты, совершал рейды с танкистами по вражеским тылам, ходил на кораблях и подводных лодках, высаживался с десантом. К примеру, военный корреспондент газеты «Правда» Л.Коробов – пешком, на самолёте и на лыжах – пять раз пересекал линию фронта. Его очерки о народных мстителях были известны во всей стране. Писатели Борис Полевой и Сергей Крушинский побывали у словацких повстанцев.

      Читатель – фронтовик, находясь на передней линии огня вдали от мирной тишины глубокого тыла, с нетерпением ожидал сводки Советского информбюро, сообщения ТАСС о положении на фронтах и в стране. Узнать их можно было только посредством газеты.

     Газета на фронте была вездесущим и наиболее оперативным средством агитации и пропаганды, а также источником важнейшей информации. Через военную печать Коммунистическая партия поддерживала связь с солдатами и командирами в окопах, на огневых позициях, в морских походах, с партизанами и населением оккупированных территорий страны. Писатель Пётр Павленко говорил, что газета на фронте представляла собой тот обязательный паёк духовной пищи, тот неприкосновенный запас бодрости, без которого советский солдат не обходился в самые безрадостные часы тяжёлых испытаний.

     Даже в то сложное время журналистам и публицистам удавалось находить самые проникновенные слова, в многочисленных заметках и статьях они убедительно объясняли бойцам и населению оккупированных территорий, что отступление – явление времени, что необходимо время для наращивания адекватной военной мощи, что наше дело правое и победа будет за нами. Фронтовики помнят, как передовые страницы газет часто пестрели призывно – патриотическими лозунгами – заголовками: «Смерть или победа!», «Защищать Родину до последнего дыхания, до последней капли крови!», «Не пустим врага к Москве!», «Умирать, но не сдавать врагу родной земли!», «Не дадим перейти фашистам Волгу!» и т.п.

      В переломный период войны, когда Советский Союз уверенно перехватил наступательную инициативу, полосы военных газет запечатлели заголовки, которые были проникнуты уже не тревожно – напряжённым настроением, а звучали бодро – уверенными призывами «Днем и ночью без устали гони врага со своей земли!», «Боец, твой путь теперь в Берлин!», «Наступай стремительно – ускоряй победу!», «Добьём фашистского зверя в его берлоге!» и т.п. Армейская газета «На защиту Родины» в 1945 году в каждом номере систематически сообщала: до Берлина осталось столько – то километров. А свой боевой путь газета вела ещё от стен Сталинграда. Подобные публикации удесятеряли наступательный порыв войск и в идеологическом аспекте были крайне необходимы, поскольку в переломный момент войны было очень важно сохранить и удержать перехваченную у противника инициативу.

        Мобильный «журналистский корпус» всегда находился в центре важнейших событий войны. Журналисты участвовали в битвах за Москву и Ленинград, на плацдармах Сталинградского сражения и на Курской дуге. Вместе с войсками мастера словесного искусства форсировали Днепр и Дунай, Вислу и Одер, прошли тысячи километров с боями по землям Украины, Белоруссии, Прибалтики. Они входили в Киев и Минск, Ригу и Таллин, Харьков и Смоленск, в тысячи городов и селений, оккупированных прежде немецкими оккупантами. Их также видели на улицах Варшавы, Будапешта, Кёнигсберга, Праги, Бухареста, Вены и других европейских городов, куда советская армия принесла долгожданное освобождение от фашизма. Журналисты, шагая в ногу с действующей армией по нелёгкой фронтовой дороге и  часто  проливая кровь, запечатлели на страницах газет и журналов реалистичную хронику самой страшной и великой войны, показали путь солдата – труженика войны, величие его подвига, запечатлели крушение мощи гитлеровской Германии.

     Также велика заслуга военных газет  в боевом обучении и подготовки воинов. Журналисты содействовали бойцам и командирам в обмене передовым опытом. На страницах газет часто печатались учебно – методические статьи, различные советы бывалых воинов, велись публикации так называемой трибуны боевого опыта. Фронтовые журналисты оперативно готовили и публиковали материалы о новом вооружении и тактике врага.

      Например, стоило противнику впервые применить в воздушном сражении модернизированный истребитель «Фокке – Вульф -190», выпустить на поле боя танки «пантера»  или «тигр», самоходную артиллерийскую установку «фердинанд», выстрелить фаустпатроном, как фронтовые и армейские газеты сразу же информировали об этих или иных гитлеровских «новинках», указывали на их тактико – технические слабости и уязвимые места, учили бойцов не бояться новую фашистскую технику и уничтожать её всеми доступными методами.   Практические советы и рекомендации, публикуемые в газетах и журналах, активно содействовали расширению уровня практических знаний и умений советских воинов. На газетных страницах действовали заочные школы снайперов, пулемётчиков, истребителей танков. По материалам военной периодической печати командиры проводили занятия с личным составом своих соединений.

      У каждой фронтовой или армейской газеты были свои популярные герои, правофланговые, мастера воинского искусства, свои Василии Тёркины. Штрих за штрихом, деталь за деталью журналисты в статьях и заметках рисовали портрет воина – патриота, его несгибаемый советский характер и волю, солдатскую смекалку и умения. Это имело большое воспитательное и морально – идеологическое значение. В этой связи Центральный Комитет партии в одной из директив о фронтовой печати в мае 1943 года назвал военную периодическую печать центром партийно – политической работы в условиях фронта.

       Газета повсюду сопровождала  советского воина. Она была с ним на переднем краем, в тылу врага, в партизанском отряде и госпитале, на самолёте и в глубинах морей, такая же нужная, как оружие, боеприпасы и продовольствие. Как правило, газеты прочитывались фронтовиками всегда от строчки до строчки, поскольку в этих  нескольких листах бумаги была заключена связь с большим миром и родным домом. Отдельные номера и газетные вырезки бойцы носили с собой как документы о боевых действиях, в которых им непосредственно довелось принять участие. Каждый солдат мечтал, вернувшись с фронта, непременно привезти подобную вырезку с собой. Известен случай, когда на одной из газет, обагрённой кровью погибшего в бою солдата, его сослуживцами было прочитано следующее: «Если убьют – отошлите семье.  Пусть знают, как я воевал». Эту газету с заметкой об отважных боевых действиях воина послали на родину героя вместе с извещением о его гибели.

      Боевые заслуги и трудовая доблесть журналистов и всех тружеников пера, их активное непосредственное участие в Великой Отечественной войне были высоко оценены советским правительством. Многие газеты были награждены орденами за заслуги на войне. Тысячи газетных работников были удостоены боевых наград, как солдаты и командиры, как боевые и оперативные корреспонденты военной печати. На груди многих журналистов сверкали заслуженные ими ордена Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и т.п.

     Высокими правительственными наградами также были отмечены целые редакционные коллективы таких газет как «Правда», «Комсомольская правда», белорусская республиканская, газеты «Звязда» и ряд других гражданских газет.  Не менее достойно был оценён боевой и трудовой подвиг множества армейских и флотских газет. Так, к примеру, газета «Красная звезда», являвшаяся признанным флагманом тогдашней военной печати, была награждена орденом Красного Знамени. Такого же ордена была удостоена и газета «Советская Армия» (в военные годы «Красная Армия»). Надо заметить, эта газета – участница двух войн, ветеран советской военной печати, родилась 25 марта 1919 года. Одним из инициаторов её создания являлся известный участник гражданской войны Н.А. Щорс. Перед войной газета издавалась в Киеве как окружная.

     В первый день войны она стала печатным органом Юго – Западного фронта, выходила во время боёв на Сталинградском плацдарме, на полях Курской битвы, прошла с наступающими советскими войсками по Украине, Белоруссии, Польше и закончила свой боевой путь в Берлине. Позднее это издание стало газетой Группы советских войск на территории ГДР.

    Той же почётной награды – ордена Красного Знамени – была удостоена газета Краснознамённого Черноморского флота «Красный черноморец», ставшая позднее издаваться под названием «Флаг Родины». Рядом с её названием и  орденом Красного Знамени была помещена также медаль «За оборону Севастополя», поскольку в дни битвы за город морской славы редакция этого издания была вместе с его защитниками. Орден Красной Звезды увенчал в ту  войну армейский журнал «Красноармеец»,  центральную авиационную газету «Сталинский сокол», газету Закавказского военного округа «Боец РККА» (впоследствии «Ленинское знамя»), газеты «Фронтовая правда»  (печатное издание Северной группы войск), «Сталинский удар» (65 –я армия), «Кутузовец» (1 –я Краснознамённая Брестская стрелковая дивизия),  а в ознаменование 30 – лети  Сталинградской битвы орденом Красной Звезды была награждена также газета Прикарпатского военного округа «Слава Родины». В целом периодическая печать в годы ВОВ стала штыком в борьбе против немецких захватчиков. Роль и значение печати велика в поднятии патриотического духа советских бойцов  в тяжёлые дни самой кровавой войны в истории человечества.

                                     Литература

1. Журналисты на войне. Коллектив авторов. Кн.1 М: Воениздат,  1966.

2. Журналисты на войне. Коллектив авторов. Кн.2.М: Воениздат, 1973.

3. Великая Отечественная война Советского Союза 1941- 1945. Краткая

история. М., Воениздат, 1967,

                                            Sh.B.Mulloev

Candidate   of Philological   Sciences,   assistant professor of the History and Theory of journalism and electronic Mass Media of Russian Tajik (Slavonic) University.

M. Tursunzade 30, 734025Dushanbe,RepublicofTajikistan

Ph: (+99237)2275218; (+992)935005750 (m.)

     Periodical publications and Great Patriotic War

                                                                  Sh. B. Mulloev

The article deals with the periodical publications. At the  begging of the World War 2. Main uses are discussed and analyzed in the article. The attire displays new materials which were not published in the periodical.

Key words: war, journalism, propagate newspaper, periodical.

28 сентября, 2011 - Posted by | Aнализ, Cвободa, Cвобода слова, ВОВ, Великой Отечественной войны, Великой Победе, Душанбе, Журналист, Журналистика, Клад мудрых мыслей, Культура речи, Литература, Особенности рекламы, Публицистика, Публицистическая речь, Средств массовой информации, ТАДЖИКСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ, Таджикистан, Таджикская публицистика, Тоҷикистон, Эмомалӣ Раҳмон., Tajik Publication during the World War II, Tаджикских СМИ

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

<span>%d</span> такие блоггеры, как: