Муллоев Шариф

Доцент, славянского университета

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ СОВЕТСКОГО ПАТРИОТИЗМА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


УДК

(по материалам печати)

Муллоев Шариф Бокиевич

Доктор филологических наук, доцент,
заведующий кафедрой печатных СМИ и PR
Российско-Таджикский (славянский) университет
Ул. М.Турсунзаде 30, 734025, Душанбе, Республика Таджикистан
Тел.: (+992 37) 227 52 18

Аминов Азим Садыкович

Кандидат филологических наук,
заведующей кафедрой мировой литературы
Российско-Таджикский (славянский) университет
Ул. М. Турсунзаде 30,734025, Душанбе, Республика Таджикистан
Тел.: (+992 37) 227 49 67; (+992) 91 972 15 50 (м.)
azim.aminov@mail.ru

Статья посвящена истории формирования особого вида патриотизма и надэтнического самосознания – советского патриотизма. Отмечается его объединяющая и мобилизующая роль в борьбе против немецкого фашизма.
Ключевые слова: патриотизм; советский патриотизм; советский народ; надэтническое самосознание; периодическая печать Таджикистана; Великая Отечественная война.

К концу 1944 года, когда Красная армия в своём победоносном шествии вступила на территорию соседних восточноевропейских государств, наметились существенные изменения во внутренней политике Советского Союза. Концепция усиления русского национального самосознания и патриотизма, выдвинутая советским государством на начальном этапе войны, была пересмотрена в пользу укрепления базовых принципов именно советского патриотизма, который в одинаковой мере был свойствен всем народам СССР и обеспечивал морально-идеологическую монолитность многонационального территориального пространства. Русский народ отныне стал восприниматься в основном не как нечто самоценное, а как своего рода «цементирующий», государствообразующий фактор, «старший брат», который ведёт за собой другие народы СССР в кровавом противостоянии с немецким фашизмом. Следует согласиться с мнением Ф.Л.Синицына, что интернациональные основания Коммунистической власти в СССР при этом остались незыблемыми [7,49]. Партийные вожди во главе со Сталиным ясно отдавали себе отчёт в том, что одного лишь русского национального самосознания мало для того, чтобы удержать вместе народы огромной советской империи.
Национальная политика всё больше стала склоняться к использованию концепции «советского народа как новой исторической общности», впервые отчётливо сформулированной в выступлении М.В.Нечкиной на совещании историков в ЦК ВКП (б) летом 1944 г. В этом выступлении, в частности, утверждалось: «Советский народ – это не нация, а какая-то более высокая, принципиально новая, недавно возникшая в истории человечества прочнейшая общность людей. Она объединена единством территории, принципиально новой общей хозяйственной структурой, советским строем, какой-то единой культурой, несмотря на многочисленность языков. Однако это не нация, а нечто новое и более высокое» [4,80].
Все большее внимание начинает уделяться национальным ценностям других народов Советского Союза. Например, в журнале «Агитатор и пропагандист Красной Армии» говорилось, что «патриотизм досоветского периода исторически ограничен, и только в советском государстве под руководством партии Ленина – Сталина патриотизм поднят на новую ступень и приобрёл массовый, подлинно всенародный характер» [1]. В этом же журнале в последних номерах за 1944 год появился ряд публикаций о боевых традициях и патриотизме татарского, башкирского, грузинского, узбекского и таджикского народов. Известный советский писатель Илья Эренбург, наряду со статьями о стойкости русского духа, написал серию статей о героическом прошлом казахов, евреев, узбеков, и в этих публикациях, прежде всего, старался возродить национальную гордость этих народов. Русский поэт С.Городецкий в 1943 году написал стихотворение «Таджикская легенда», где описал патриотизм и героизм сыновей таджикского народа:
Кто отвагой увенчан, кто страха не знает в боях,
Тот поистине может таджиком назваться в веках!… [2].
Журналистские и публицистические кампании, направленные на усиление национальной гордости и патриотических настроений, затронули также и периодическую печать Таджикистана. Правда, в трудные военные годы ряд газет временно был закрыт, но на передовых позициях оставались два жизненно важных печатных издания республики-газеты «Точикистони сурх» и «Коммунист Таджикистана». Именно на страницах этих двух газет журналисты и писатели С.Айни, Дж.Икрами, М.Турсунзаде, Х.Карим, Р.Джалил, С.Гани и другие публиковали свои статьи на патриотические темы. Как пишет А.Садуллоев, «изучая боевую публицистику И.Эренбурга, М.Шолохова, А.Толстого, А.Фадеева, Н.Тихонова, Л.Леонова, Л.Соболева, В.Вишневского, П.Павленко и других, вдохновляясь ею, таджикские литераторы как в публицистических статьях, так и в исторических и сатирических очерках призывали народ к мести, к ликвидации угрозы порабощения Родины фашизмом» [6].
Пожалуй, самым активным публицистом таджикской периодической печати времён Великой Отечественной войны можно назвать С.Айни.
Его творческая деятельность была связана в основном с газетой «Точикистони сурх», на страницах которой он опубликовал более десятка таких публицистических статей в жанре очерка, памфлета, как «Поздравляю фонд обороны» (1941), «Чингиз ХХ века» (1941), «Семиглавое чудовище» (1941), «Мучительная агония раненого зверя» (1942), «Необходимо уничтожить всё то, что наносит вред человеку» (1942), «Бесхвостый осёл» (1943). Статьи были направлены на то, чтобы укрепить народный патриотический дух как основополагающий фактор советского патриотизма.
В 1944 году из под пера С.Айни вышли два больших очерка на исторические темы: «Герой таджикского народа – Тимур-Малик» и «Восстание Муканны».
Обращение С.Айни к истории и национальной памяти народа, к героям прошлых эпох было не случайно. Такая тематическая особенность являлась одной из характерных черт публицистики военных лет. Согласно новому компоненту сталинской политики, обращение к истории и историческим народным традициям служило делу общенародного объединения против врага, который угрожал стереть с лица земли не только русский, но и другие народы многонационального Советского Союза. Именно через героические страницы прошлого, через описание борьбы прошлых поколений против иноземных захватчиков велась пропаганда патриотизма и мобилизация духовных сил для борьбы против германских орд.
Если речью Сталина 7 ноября 1941 года была открыта широкая дорога русскому патриотизму, то теперь, на завершающем этапе войны, именно он, Сталин, дал определение советскому патриотизму, после чего армии пропагандистов, журналистов и публицистов стало, ясно, в каком направлении следует работать. В передовице «Правды» под заголовком «Сила советского патриотизма» цитировалась сталинское определение советского патриотизма и, в частности, говорилось, что сила советского патриотизма состоит в том, что в основе лежат не расовые или национальные предрассудки, а глубокая преданность и верность народу своей социалистической родины и братскому сотрудничеству тружеников всех наций нашей страны. В советском патриотизме гармонически сочетаются национальные традиции народов и общая жизнь и интересы всех трудящихся Советского Союза. Советский патриотизм не разделяет, а, напротив, объединяет все нации и народности страны в единую братскую семью.
Исследователи называли это классическим определением сущности патриотизма, так как «оно раскрывает ту глубокую основу советского патриотизма – патриотизма высшего типа, который человечеству не был известен до эпохи Ленина-Сталина». Они открыто заявляли, что советский патриотизм-дитя советского строя и советской идеологии и что он вырос из искренней любви народа к социалистическому отечеству, советскому строю и партии Ленина-Сталина. Если русский патриотизм истолковывался и пропагандировался на основе истории, традиций и универсальных человеческих ценностей, то в установках советского патриотизма ясно ощущался идеологический тон.
После окончания войны появился ряд публикаций о советском патриотизме, в котором, безусловно, под давлением политического оппортунизма и прагматизма, была отмечена попытка преуменьшить заслуги и вклад русского народа в победу над фашистской Германией. Без всякого сомнения, следует согласиться с С.Колесниковой, которая утверждает, что в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов «ярко проявился патриотизм всех народов Советского Союза в их общей борьбе против немецко-фашистских захватчиков; советские люди всех национальностей самоотверженно боролись и проливали кровь, защищая каждую пядь родной советской земли». Чтобы подтвердить этот тезис, она приводит национальный состав Героев Советского Союза первого Украинского фронта: русских – 586, украинцев – 146, белорусов – 18, татар – 15, евреев – 11, мордва – 7, узбеков – 6, казахов – 6, грузин – 5, чувашей – 4, таджиков – 3, башкиров – 2, т.е. в победу над фашизмом кроме русского народа внесли свой вклад представители всех наций и народностей Советского Союза.
Сам термин «советский народ», сформулированный идеологами советского строя, появился ещё в начале 30-х годов, а уже во второй половине этого десятилетия широко использовался на страницах периодической печати и в публицистике в пропагандистских и агитационных целях. Тон задавала главная газета страны – «Правда», где обосновывалась идея новой социальной общности, создаваемой на основе различных этносов. В качестве примера можно привести такие публикации, как «Родной Сталин», «Советы депутатов трудящихся – политическая основа СССР» Е.Ситковского, «Накануне великого праздника», «Да здравствует великое знамя коммунизма!», «К новым успехам партийной пропаганды» и т.п. В этих и других материалах газеты «Правда», в том числе в статьях «За Родину! За Сталина!», А.Толстого, «Праздник таджикского народа», «Под знамена Страны Советов!», понятия «советские патриоты», «чувство гордости за свою страну», «социалистическая родина», «наша великая социалистическая родина», «за советскую родину»
Эти определения находили активное применение и очень часто усиливались такими идеологически пафосными выражениями, как «наша горячо любимая партия», «родная партия», «великий марксизм – ленинизм», «под руководством нашей мудрой партии». Как нетрудно заметить, авторы тех лет не скупились на всевозможные эпитеты, восхваляя на все лады советский строй и коммунистическую партию.
Вышеперечисленные статьи способствовали зарождению особого вида патриотизма и надэтнического самосознания – советского патриотизма, в формировании и пропаганде которого периодическая советская печать и советская публицистика играли далеко не последнюю роль.
Если обратиться к таджикской периодической печати второй половины 30-х годов, то можно встретить многочисленные материалы, в которых нашли отражение идеи советского патриотизма. В статьях постоянно используются клише «социалистическая родина», «смелый советский патриот», «многонациональный многомиллионный советский народ», «наша любимая родина», «любимый праздник советской молодежи», «наша прекрасная родина», «необходимо всесторонне укрепить трудовую дисциплину», «великий советский народ», «молодые советские патриоты», «молодые таджикские патриоты», «под боевым знаменем Красной армии» и т.д.
Характеристика советского патриотизма дается в передовой статье газеты «Точикистони сурх» под названием «Необходимо развить и расширить советский патриотизм», где утверждается, что «советский патриотизм в равной мере характерен русским, украинцам, грузинам, киргизам, узбекам и таджикам». Кроме того, в статье определяются цели и задачи советского патриотизма: «Распространение советского патриотизма означает необходимость дать массам коммунистическое воспитание, укрепить патриотизм в их сознании, что приведет массы к большим победам».
В другой передовице под названием «Интеллигенция советского народа», в этой же газете можно найти определение сущности единой социалистической культуры советского народа, которая характеризуется таким образом: «Народы советской страны, обогащая друг друга своими национальными культурами, создают единую социалистическую культуру». Таким образом, советский патриотизм повсеместно признавался в качестве надэтнического патриотизма, объединяющего все большие и малые советские народы.
Безусловно, особая роль в деле пропаганды и агитации нового курса советского правительства, направленного на усиление национального самосознания и патриотизма, принадлежит периодической печати того времени. Обращения И.Сталина и других советских руководителей к русской истории к таким великим личностям, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин, Пожарский и др., были знаковыми для сотрудников СМИ того времени. Как отмечает Н.Б.Попович, «развернулась журналистская и публицистическая кампания, охватывающая все более широкий круг проблем русской истории» [5].
В национальных республиках СССР тоже стали придавать большое значение патриотическому воспитанию, так как против фашистов воевали представители всех народов и наций страны. Патриотическая пропаганда шла в двух направлениях: из центра, из Москвы, и в самих национальных республиках.
Публицистическая кампания развернулась также в периодической печати Таджикистана.
29 июня 1941 года на совещании в ЦК КП (б) Таджикистана произошла серьёзная деловая дискуссия с участием видных писателей и других творческих деятелей республики о необходимости создания произведений на материалах героических свершений народов СССР, в частности таджикского народа: о его настоящем и далёком прошлом, о борьбе с иноземными захватчиками. Центральный комитет Коммунистической партии постановил: «Глубоко и образно раскрыть героику дней Великой Отечественной войны, Октябрьской социалистической революции, гражданской войны, трудовых будней первых советских пятилеток и трудных дней войны» [9,56].
В связи с приездом в республику большой группы русских писателей (Л.Лесной, А.Файко, С.Городецкий, Н.Павлович, А.Адалис и др.) активизировались работа Союза писателей Таджикистана. Эвакуированные литераторы внесли важный вклад в развитие таджикской литературы и публицистики, в воспитание молодых писателей в духе советского патриотизма. Следует добавить, что они перевели на русский язык многие произведения С.Айни, А.Лахути, М.Турсунзаде, М.Миршакара, А.Дехоти и ряда других. Чуть позднее, в 1945 году на русском языке будет издан первый литературно-художественный альманах «Литературный Таджикистан».
К 1943 году в составе Союза писателей Таджикистана числилось 24 местных литератора: 2 драматурга, 15 поэтов, 5 прозаиков, 2 народных певца и сказителя. Среди 17 писателей, эвакуированных из западных и центральных районов страны, было 4 прозаика, 3 критика, 3 драматурга, 3 поэта и 4 переводчика [9,58].
Дружба народов и советский патриотизм – одна из высоких нравственных ценностей социалистического строя, представляя собой высшее воплощение зрелости взаимоотношений народов СССР, движущей силой прогресса общества в многонациональной советской стране. Основу дружбы народов СССР и патриотизма составляли их общие интересы и надежды, единые цели и задачи, совместный труд представителей десятков наций и народностей на благо всего советского народа [3,37]. В послевоенные годы национально-историческая составляющая советского патриотизма стала ослабляться, так как наступили другие времена, другие идеологические потребности, и публицистика, как и всякая другая часть духовной культуры того времени, должна была приспособиться к новым реалиям. Однако освещение и пропаганда советского патриотизма в публицистике народов СССР, в том числе таджикской, продолжались вплоть до конца 80-х годов ХХ века, до распада СССР, в результате которого понятие «советский народ» прекратил своё существование на исторической арене.

Литература

1. Агитатор и пропагандист Красной Армии. – 1944. – №69. – 20 окт.
2. Городецкий С. Таджикская легенда // Агитатор и пропагандист Красной Армии. – 1944. – №69. – 20 окт.
3. Наимов М.Н. Дружба народов и патриотизм – важный фактор победы над фашистской Германией // Великая Отечественная война: уроки истории и современность. – Душанбе, 2005. –С.37-38.
4. Новые документы о совещании историков в ЦК ВКП(б) летом 1944 г. // Вопросы истории. – 1988. – №3. –С.80-82.
5. Попович Н.Б. Советская политика усиления патриотизма в годы Второй Мировой Войны // Наш современник. – 1990. – №5. –С.87-89.
6. Садуллоев А. Публицистика М.Турсунзаде. – Душанбе, 1988. – 212 с.
7. Синицын Ф.Л. Проблема национального и интернационального в национальной политике и пропаганде СССР в 1944-1945 гг. // Российская история. – 2009. – №6. –С.49-57.
8. Точикистони сурх. – 1939. – 26 апр.
9. Шукуров М.А. История культурной жизни Таджикистана в годы ВОВ (1941-1945). – Душанбе, 1985. – 432 с.
ON THE FORMATION OF THE CONCEPT OF SOVIET PATRIOTISM
DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
(based on the press)

Mulloev Sharif Bokievich

PhD, Associate Professor,
Head of Department of the print media and PR
Russian-Tajik (Slavic) University
M.Tursunzade 30, 734025, Dushanbe, Tajikistan
Ph : (+992 37) 227 52 18

Aminov Azim Sadykovich

Candidate of Philology,
Head of the Department of World Literature
Russian-Tajik (Slavic) University
Tursunzade 30.734025, Dushanbe, Tajikistan
Ph.: (+992 37) 227 49 67; (+992) 91 972 15 50 (m).
azim.aminov@mail.ru

The article is devoted to the history of the formation of a special kind of patriotism and supra-ethnic consciousness such as Soviet patriotism. The unifying and mobilizing role in the struggle against German fascism is noted as well.
Keywords: Patriotism; Soviet patriotism; Soviet people; supra-ethnic consciousness; periodicals Tajikistan; The Great Patriotic War.

References

1. Agitator and propagandist of the Red Army. — 1944. — № 69. — Oct 20.
2. Gorodetsky S. Tajik legend // Agitator and propagandist of the Red Army. — 1944. — №69. — Oct 20.
3. Naimov M.N. Friendship of nations and patriotism as an important factor in the victory over Nazi Germany // the Great Patriotic War: the lessons of history and modernity. — Dushanbe, 2005 — 37-38 p.
4. New Documents of the meeting of historians in the CPSU (b) in the summer of 1944 // History questions . — 1988. — №3. — 80-82 p.
5. Popovich N.B. Soviet policy of strengthening of patriotism during the Second World War // Our contemporary. — 1990. — №5. — 87-89 p.
6. Sadulloev A. Essays of M.Tursunzade. — Dushanbe, 1988 — 212 p.
7. Synytcyn F.L. The problem of national and international.. in national policies and the propaganda of the USSR in 1944-1945. // Russian History. — 2009. — №6. — 49-57 p.
8. Tojikistoni Surkh. — 1939 — 26 April.
9. Shukurov M.A. The history of cultural life in Tajikistan during WWII (1941-1945). — Dushanbe, 1985 — 432 p.

24 октября, 2014 - Posted by | Великая Отечественная война, надэтническое самосознание, периодическая печать Таджикистана, советский народ, советский патриотизм

Комментариев нет.

Оставьте комментарий