Муллоев Шариф

Доцент, славянского университета

Посвящается 104 летию национальной печати Махмудходжа Бехбуди и его журнал “Ойина”


 

В сегодняшних условиях глобализации  изучение творчества представителей отечественной  печати,   служить важным базовым источником для молодого поколения. Следует отметить, что до настоящего времени имя и деятельность видного представителя среднеазиатского джадидизма, просветителя, реформатора, журналиста  внёсшего неоценимый вклад в становление и развитие национальной периодической печати  Махмудходжи Бехбуди были преданы забвенью. Общеизвестно, что представители среднеазиатского джадидизма стояли у истоков национальной печати. Кроме того, национально-прогрессивное движение джадидов в Средней Азии прошло сложный путь развития от просветительства до мощного политического движения. На первом этапе своей деятельности джадиды открывали новометодные школы, создали разного рода печатные органы, писали учебники и учебные пособия, организовывали различные общества, которые занимались сбором средств  в просветительских целях и т.д.

Активно занимался джадидской и редакторской  деятельностью и М. Бехбуди, считающимся отцом туркестанских джадидов. Увлекшись идеями просветительства, он в 1903-1904 гг. едет в города России – Петербург, Москву, Казань, Оренбург, Уфу. Обогащенный опытом путешествий и новыми знаниями, он возвращается в родные края и в 1905 г. пишет книгу «Краткая география России». В этой книге, в довольно доступной форме, дает описание различных сторон жизни быта, географии народов Российской империи. В первый период своей деятельности Бехбуди сосредоточил основное внимание на реализации религиозно-реформаторских и просветительских идей. В 1903 г. в Самарканде с  сподвижником Абукадыром Шакури  (1875-1943 гг.)  Бехбуди  передал собственный дом школе и сам стал преподавать в ней историю и географию. Для «Школы Шакури» и других джадидских школ края М. Бехбуди пишет и публикует на собственные средства различные учебные пособия. Можно утверждать тот факт, что Бехбуди является основателем национальной библиотеки. В 1908 г. он впервые в Самарканде открывает «Кироатхонаи исломия». (Исламская читальная). Бесспорно, он принимал участие в создание первого таджикского издания газеты «Бухорои Шариф».

После закрытия  газеты «Бухорои Шариф» таджикская печать не прекратила свое существование. На арене периодики появился частный журнал Махмудходжи Бехбуди “Ойина” (Зеркало). До настоящего времени оригинальные номера названного журнала хранятся в Таджикской национальной библиотеке. Журнал «Ойина» начал издаваться с 20 августа 1913 года  в городе  Самарканде, выходил  один раз  в неделю на таджикском и русском языках до середины 1915 года.  Сначала он выходил по субботам в формате А4  на 16 страницах тиражом 600 экземпляров. Затем, по причине финансовых трудностей выпускался один или два раза в месяц.

О том, что Ойина является журналом или газетой до сих пор нет единого мнения. Но, нам думается, что Ойина был журналом. В качестве доказательства можно сослаться на  слова издателя журнала.   Махмудходжа Бехбуди – основателя  и редактора в первом номере издания называет его “еженедельным журналом”.  К тому же “Ойина” не имел переплета и оглавления. В  журнале «Ойина», публиковались в основном материалы новостного, международного характера. А также на страницах еженедельника публиковались образцы поэзии, новости международные, внутренние и давались объявления. Дизайн журнала,  по меркам того времени, был довольно  прогрессивным.  Был цветным,  на страницах помимо текстов использовалась инфографика. Верстальщик для привлечения внимание читателя,  старался разбить полосы на колонки и украсить рамки цветками.

Следует отметить, что материалы на таджикском языке в журнале не превышают двух-трех страниц в каждого номера. Редакционная коллегия старалась обогатить страницы журнала содержательными проблемными материалами,  касающиеся периода начала ХХ века.

Махмудходжа Бехбуди на первой странице журнала отметил: «Ойина» -это зеркало, смотря в него человек видет самого себя, узнает себя, осознает свое положение и делает первый шаг для того, чтобы найти способ изменить ситуацию” (1,56). Следует отметить, что  Бехбуди М. в своей статье “Изложение своего положения” (Баёни ҳол), во втором номере журнала, подробно  излагает свою позицию и задачи “Ойина”: «Для участия (в работе) в журнале “Ойина” приглашаются известные редакторы  из разных окрестностей корреспонденты. Язык журнала — турецкий и персидский, в журнале будут публиковаться поэзия и проза, научные, литературные, политические, предметные и исторические статьи, еженедельные новости, события, памфлеты. Журнал не наш, он — достояние нации. Через него будут распространяться публичные идеи, а не частные, религиозные, и не тщеславные”(2,67). Подобное объяснение Махмудходжи Бехбуди является показателем того, что журнал защищал общенациональные интересы, распространял политические и научно-культурные достижения, пропагандировал мораль, основанную на законах шариата, и подвергая критике безнравственность и недостатки общественной жизни.   Постоянными авторами журнала были публицисты  С. Айни, С. Ализаде, А. Фитрат, Мирзо Сиродж  Бухорои и др. В одном из номеров журнала была опубликована статья С. Ализаде, под названием, «Нам надо реформировать наши учебные заведения и школы». Он подчеркивает: «Мы, туркестанцы, 7-8 лет обучаясь  в школах (начальных), едва умеем писать свои имена и еще  15-20 лет обучаясь в медрасах не можем правильно изложить два-три предложения на арабском языке» (3,56). Автор, обращаяь к народу Туркестана пишет: «Дорогие соотечественники, сколько можно оставаться невежественными? Ради нашего святого ислама, одумайтесь, посмотрите, в Самарканде и его окрестностях живут более 150 тысяч человек, из этих мусульман сколько купцов и торговцев, сколько продавцов? А где наши доктора, учителя, инженеры, правоведы? Разве мы не нуждаемся в их услугах, помощи?» (2,68).  Продолжая свое обращение,  Ализода добавляет, что “нищий, дервиш, молодой, вор … их тысячами у нас имеются, которые кроме как бесславить ислам, позорить честь шариата (исламские законы) ни чего не умеют, никакой пользы от них обществу. Другие нации, именно посредством современных школ славятся своими религиями и моралью и этим привлекают внимание окружающих народов и наций. Саидризо Али-заде сожелеет, что мы из- за своего недопонимания, из-за отсутствия медресе и школ день за днем отстаем, отталкиваем других от себя, не боремся за славу ислама” (3,78). Автор, со скорбью, констатирует, что реформа школы и медресе очень важна.  Таким образом, роль Саидризо Али-заде в организации журнала очень  велика. Следует отметить, что издание Махмудходжи Бехбуди – журнал “Ойина”, который публиковался на таджикском и узбекском языках, среди читателей нашел значительную поддержку.   Этому, прежде всего, способствовали статьи первого из демократов таджикского народа Саидризо Али-заде. Основатель журнала очень уважал Али-заде, поддерживал его передовые взгляды, по этому вовремя своих поездок издание журнала доверял ему.

Журнал «Ойина», прежде всего, полемизировал относительно  наукы и культуры, боролся за реформы в системе образования. Потому что сам основатель журнала Бехбуди науку и образование считал источником развития и  подчеркивал, что наши предки еще много веков назад сделали твердые шаги в изучении светских          наук, и с этой точки зрения, он защищает позицию джадидов (новаторов):  Исходя из этого, сторонники развития и реформаторы не являются новаторами – джадидами, а наоборот старцами  из числа верных последователей своих предков. Несомненно, активную роль сыграл Махмудходжа Бехбуди в издании газет и журналов. Он является создателем журнала «Ойина». Журнал «Ойина» дает нам представление об отношениях М. Бехбуди к кадимизму (старине). Он упрекал кадимов (приверженцев старины, традиции) в том, что они не одобрили театральные и музыкальные произведения, отвергали критику схоластического метода обучения в школах и медресе, не осуждали пышные свадьбы и похороны, не видели пользы обращения мусульман не только к религиозным, но и к светским знаниям. Кроме журнала «Ойина» он издал газету «Самарканд».

 Когда кадимисты обвинили редактора журнала в том, что он своими статьями старается русифицировать народ, то Бехбуди отвечал: «Мы не собираемся русифицировать народ, мы не стараемся разрушить истинную религию ислама. Наоборот, мы хотим, чтобы уважаемые приверженцы нашей религии преуспевали в жизни»(4,78). М. Бехбуди в своих статьях «Конуни Аврупо» («Законы Европы»), «Лоиха» («Проект») и других пишет о создавшемся критическом положении в Туркестане, критикует российские власти, отдавшие решение правовых вопросов на откуп элликбоши и казиев, которые вершат не только религиозные, но и бытовые вопросы на основании взяточничества. В 27 и 28 номерах журнала «Оина» от 1914 г. М. Бехбуди опубликовал статью «Таьрих ва чугрофия» («История и география»), которая относится к ряду его проблемных работ. Жизнь М. Бехбуди оборвалась на территории Бухарского эмирата от рук фанатиков в марте 1919 г.

                                Список   литературы

1.Салихов Н.Н., Муллоев Ш.Б. История таджикской журналистики. Учебно-методическое пособие Душанбе: РТСУ, 2014.- 136с.

2.Петрушков М.Г. Рекламный рынок СМИ республики Таджикистан: тенденции, проблемы и векторы развития. Проблемы русскоязычных СМИ  в Таджикистане. Материалы научно-практической конференции. Душанбе.-2010.-203 с.

2.Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. СПб.: Питер, 2002. 304 с.

3.Ученова В.В., Шомова С.А., Гринберг Т.Э., Конаныхин К.В. Реклама: палитра жанров – М.: «РИП-холдинг», 2000.235с.

4.Шатин Ю.В. Построение рекламного текста, 2-ое изд. — М.: Бератор- Пресс,2003.213с

12 октября, 2016 - Posted by | «Бухорои Шариф», Масчох, Матчa, Махмудходжи Бехбуди, Ойина, Посвящается 104 летию национальной печати Махмудходжа Бехбуди и его журнал “Ойина”, Публицистика, Средней Азии, Таджикская публицистика

Комментариев нет.

Оставьте комментарий